Основные характеристики объекта
Портовая особая экономическая зона "Советская Гавань" расположена на восточном берегу залива Советская Гавань, на участке от мыса Муравьева на севере до мыса Марии на юге, протяженностью 8 км.
Территория ПОЭЗ разделена на три планировочные зоны, расположенные вдоль береговой линии:
- Юго-Западная зона: Мыс Марии и бухта Эгге (строительство контейнерного и железорудного терминалов на мысе Мария, угольного терминала в бухте Эгге, зернового и нефтепродуктовых терминалов – в бухте Окоча).
- Центральная зона (существующая территория судоремонтного завода, расположенная в центральном районе г. Советская Гавань).
- Северо-Восточная зона (концепция предполагает строительство здесь крупных балкерных терминалов: угольного, лесных грузов (технологической щепы и биотоплива), минеральных удобрений, а также биоресурсного кластера в районе поселка Лососина).
Вся территория ПОЭЗ будет ограждена. Въезд на территорию ПОЭЗ осуществляется через пропускную систему, состоящую из таможенного пропускного пункта и двух таможенных постов, обеспечивающих пропуск в старую часть порта и на Мыс Муравьева.
Пункт пропуска будет предусматривать визуальный досмотр автомобильного и железнодорожного транспорта и будет оснащен двумя досмотровыми ямами.
Проект создания ПОЭЗ «Советская Гавань» включает в себя строительство транспортно-логистических объектов, а так же объектов портовой, таможенной, транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимых для обеспечения функционирования данного комплекса.
В рамках проекта предусматривается развитие четырех основных направлений: портово-логистического, биоресурсного, лесоперерабатывающего и судоремонтного.
Архитектурно-планировочная структура проектируемой территории строится на рациональном размещении производственных зон, а также решении внутренних и внешних транспортных связей, учитывающих предложения транспортных схем ранее разработанного проекта генерального плана г. Пскова, с комплексной увязкой всех видов транспорта между собой.
Основная цель
Формирование условий для развитий портовой зоны, отвечающей высоким международным требованиям, сочетающей терминальные мощности по перевалке массовых экспортных грузов и предприятия в сферах судоремонта, обработки древесины и производства рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Политические цели
- Формирование портовой зоны высокого международного уровня, с высоким уровнем грузооборота, формирующего, вместе с Ванино, вторые ворота России в АТР на Дальнем Востоке.
- Формирование портовой особой экономической зоны как многофункциональной зоны, интегрированной в российскую и в мировую экономику, посредством современных градостроительных решений.
Градостроительные цели
- решение стратегических проблем и оперативных вопросов планирования развития с учетом особенностей и проблем пространственной организации его территории;
- обеспечение размещения объектов капитального строительства в соответствии с прогнозируемыми параметрами строительства на основе градостроительного освоения под размещение новых объектов, а также повышения эффективности использования сложившейся территории порта;
- градостроительное регулирование использования территории и связанной с ней недвижимости административно-правовыми и экономическими способами;
- обеспечение условий для устойчивого развития муниципального образования г. Советская Гавань и Советско-Гаванского муниципального района, согласованного с территориальным планированием и направленного на повышение качества среды, развитие экономики поселения, реорганизацию инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рациональное природопользование и сохранение окружающей природной среды.
Задачи
- развитие и преобразование функциональной структуры портовой зоны в соответствии с прогнозируемым развитием основных функций и отраслей экономики города: промышленности, внешнего транспорта, а также коммерческо-деловой сферы;
- разработка генерального плана территории;
- развитие инженерной, транспортной инфраструктур;
- разработка предложений по размещению объектов обслуживания ПОЭЗ;
- разработка ландшафтного дизайна территории;
- определение очерёдности строительства;
- определение основных технико-экономических показателей.
Технико – экономические показатели
Краткая характеристика терминалов и производств в ПОЭЗ
Название зоны | Год. объем производства | Общая, выделяемая площадь под развитие зоны, га |
---|---|---|
ЗОНА "А" Железорудный терминал | 7.12 млн т | 46,4 |
ЗОНА "Б" Контейнерный терминал | 1,5-5 млн т (150-500 тысTEU) | 68 (из неё существующая 43, вновь образуемая 25) |
ЗОНА "В" Резервная территория под развитие производственной зоны | 39,2Га состоит из двух участков В1(27,4 Га) и В2(11,8 Га), расположенных по разные стороны железной дороги. | |
ЗОНА "Г" Угольный терминал | 0,5-5 млн т | 20,3 |
ЗОНА "Д" Перевалка нефтепродуктов, бункеровочная база | 2 млн т (включая зону "И") | 7,3 |
ЗОНА "Е" Зерновой терминал | 2 млн т | 15,1 |
ЗОНА "Ж" Деревообрабатывающий кластер (производство половой доски клееного бруса топливных гранул) | 0,6 млн т | 14,1 |
ЗОНА "И" Перевалка нефтепродуктов | 2 млн т (включая зону "Д") | 15 |
ЗОНА "К" Судоремонт | 40-250 условных судоремонтов | 36,8 |
ЗОНА "Л" Рыбопереработка | 45 тыс тонн | 47,6 ( состоит из застроенных участков Л-1, Л-2 и предлагаемого к развитиюЛ-3) |
ЗОНА "М" Лесной терминал | 3 млн т | 41,8 |
ЗОНА "Н" Терминал минеральных удобрений | 1,5 млн т | 28 |
ЗОНА "О" Угольный терминал | 10 млн т | 70,4 |
ЗОНА "П "Резервная вновь создаваемая территория, в бухте Эгге | 70 | |
Существующая общая площадь ПОЭЗ | 437,5 (из них требуют засыпки 8,8 га) | |
Вновь образуемая территория ПОЭ площадь ПОЭЗ | 97,2 | |
Общая площадь вместе с вновь образуемыми территориями ПОЭЗ | 534,7 |
Основные решения организации функционального зонирования территории
Для достижения поставленных целей в рамках проекта архитектурно-строительной концепции решены следующие задачи
- разработаны основные направления градостроительного развития территории с учетом особенностей его социально-экономического развития, современного состояния, перспектив развития транспортного комплекса и сложившихся природных условий;
- проведен комплексный анализ границ участков различных землепользователей, сложившегося функционального использования участков производственной застройки на основе данных земельного кадастра;
- определены зоны различного функционального назначения и основные параметры для каждой из зон;
- определены основные направления развития инженерно-транспортной инфраструктур, а также нагрузок на инженерные коммуникации для получения предварительных технических условий на присоединение;
- определены территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
- разработаны эскизные предложения по архитектурным решениям с высотными привязками зданий ПОЭЗ, схемы фасадов зданий, сооружений и иных объектов, элементы благоустройства, колористические решения зданий, сооружений и иных объектов ПОЭЗ;
- составлен сметно-финансовый расчет на строительство объектов ПОЭЗ.
Исходя из анализа современной планировочной структуры, природных и строительных условий, сложившейся экологической ситуации, выделяется комплекс принципиальных решений, отвечающих основным проблемам размещения территории ПОЭЗ:
- Размещение ПОЭЗ в гармоничном сочетании со своеобразным и целостным обликом города, учитывая сложившуюся планировочную структуру и природные факторы;
- Обеспечение инженерной инфраструктурой;
- Комплексное решение транспортных проблем - решение транспортных связей;
- Уменьшение санитарно-защитных зон за счет модернизации предприятий;
- Обеспечение оптимального взаимодействия природного и антропогенного ландшафта - сохранение, восстановление и максимальное поддержание ценного природного ландшафта и связанных с ним исторических панорам и видов. Формирование благоприятных условий восприятия, фрагментов ценного природного озеленения и рельефа, а также развитие рекреационных территорий и улучшение экологических характеристик территории;
- Организация и очистка поверхностного стока;
- Формирование промышленных узлов согласно планировочной структуры города, упорядочение существующей промышленной застройки;
- Укрепление существующих внутригородских связей, создание новых.
Функциональное зонирование выполнено в целях рационального пространственного размещения территории ПОЭЗ. Границы функциональных зон выделены с учётом красных линий улиц и дорог, естественных ландшафтов, а также предоставленных данных по земельным участкам, расположенных в границах ПОЭЗ «Советская Гавань», по земельным участкам по данным автоматизированной информационной системы земельных ресурсов Советско-Гаванского района. Результатом анализа стала схема землепользования на основе данных по праву собственности и виду разрешенного использования.
Также была учтена специфика местного характера (особенностей конфигурации береговой линии и топографии прибрежной полосы, характера ветров, расположения населенного и промышленного пунктов в районе проектируемого порта, трассы железнодорожных подходов к этим пунктам).
При функциональном зонировании максимально учитывались основные требования санитарных и противопожарных норм.